Санкт-Петербург:
+7 (812) 407-36-28

Вы можете задать свой вопрос по
телефону бесплатной горячей линии:

8 (800) 50-50-934
СВП в сравнении с аэроботами

СВП в сравнении с аэроботами

Данная статья призвана объяснить читателю основные преимущества использования судов на воздушной подушке по сравнению со смежным классом судов – аэроботами.

Несмотря на более высокую стоимость, СВП обладает рядом уникальных особенностей, позволяющих применять их в самых различных условиях и выделяющих их среди других транспортных средств.

Аэробот

Основное отличие СВП от аэроботов

В отличие от аэроботов, суда на воздушной подушке являются летательными аппаратами, передвигающимися над поверхностью на воздушной подушке, не создавая за собой волнового следа. Аэроботы – это лодки с плоским днищем и с большим винтом, которые всем весом опираются на поверхность, оставляя за собой сильный волновой след. В отличие от СВП, для спуска аэробота на воду обычно требуется причал.

Ограничения при использовании аэроботов

Использование аэроботов ограничено относительно спокойной водой, так как их корпус имеет низкие, легко затопляемые борта. Такие суда имеют минимальную положительную плавучесть, в то время как у ховаркрафтов она довольно высокая – до 2 раз превышающая их вес. Благодаря низкому центру тяжести остойчивость СВП намного выше. Все это позволяет безопасно управлять судном на воздушной подушке при течении с волнами до нескольких метров.

Преимущества СВП при движении по суше

Оба аппарата являются амфибийными, однако суда на воздушной подушке могут уверенно передвигаться по суше с гораздо более неровной поверхностью продолжительное время без ограничений и с различной скоростью. Аэробот же может преодолевать отдельные участки суши только с разгона и на максимальной мощности. Передвигается он, скользя корпусом по поверхности, за счет чего образуется большое абразивное трение. Все неровности поверхности очень жестко передаются по всему корпусу, что негативно отражается на его целостности и долговечности, а также здоровье экипажа и пассажиров. Особенно сильно это проявляется при движении по льду и твердому снежному насту на высоких скоростях. Кроме того, днище корпуса аэробота может сильно нагреваться за счет трения о поверхность, что при длительной остановке на морозе вызовет примерзание к поверхности. СВП с двухдвигательной силовой установкой и двухъярусным гибким ограждением просто пролетает над большинством препятствий, встречающихся в дельтах рек, и имеет невероятно мягкий ход.

Большой винт аэробота располагается выше, чем у аналогичных СВП, что ограничивает его использование в районах с препятствиями сверху, которые часто встречаются в спасательных операциях при наводнениях. Такой винт обычно вращается со скоростью, близкой к скорости звука вследствие чего создает гораздо больше шума. При движении по поверхности отличной от воды с равной полезной нагрузкой, силовая установка аэробота должна быть в три раза мощнее.

Суда на воздушной подушке в спасательных операциях на льду

В спасательных операциях на льду СВП намного эффективнее аэроботов. Конечно, ситуации бывают разные, но судно на воздушной подушке, в отличие от своего одноклассника, способно забраться на вершину тонкого или полуразбитого льда не повредив его. Это позволяет спасателям приблизиться к пострадавшим без риска разрушить тонкий лед под ними. Из-за высокого центра тяжести аэроботы зачастую опрокидываются. Однако их большой винт в сочетании с мощной силовой установкой производят тягу, позволяющую пробиваться через высокую растительность, что для СВП затруднительно.

Особенности управления аэроботом

Аэроботы, как правило, менее манёвренные, чем СВП. Управление ими осуществляется от тяги воздушного винта и потока воздуха через рули, поэтому для получения контроля над судном необходима полная мощность. Суда на воздушной подушке напротив намного легче управляются, независимо от используемой мощности благодаря отсутствию трения с поверхностью движения. Управлять аэроботом на полной мощности – это как объезжать жеребца. Управление же ховеркрафтом скорее похоже на танец с балериной.

Маршевый и нагнетательный двигатели

Судно на воздушной подушке имеет раздельные маршевый и нагнетательный двигатели, поэтому может зависать в воздухе на одном месте как вертолет. Давление, оказываемое им на поверхность, настолько низко, что позволяет использовать его даже для передвижения по минным полям.

Влияние СВП на окружающую среду

С точки зрения экологии СВП безопаснее большинства транспортных средств. Оно не нарушает растительный покров поверхности, по которому передвигается, не наносит вреда мелким животным и рыбам. Силовые установки меньшей мощности производят меньше выхлопных газов.

Экономичность судов на воздушной подушке

В плане экономичности СВП потребляет в 2-3 раза меньше топлива, чем аэробот. В аварийном случае у него повреждаются отдельные сегменты гибкого ограждения (в случае использование ограждения сегментного типа), которые можно легко заменить обычным гаечным ключом в течение 3-5 минут даже в полевых условиях. Стоимость одного сегмента порядка 500 рублей. Ремонт корпуса аэробота несоизмеримо тяжелее и дороже.

Применение композитных материалов при производстве СВП

При равных размерах СВП обычно легче аэробота за счет отсутствия тяжелой двигательной установки и необходимости в повышенной прочности корпуса. Благодаря этому упрощаются погрузочно-разгрузочные работы и транспортировка.

Современные суда на воздушной подушке изготавливается в основном из композитов, что упрощает ремонт и позволяет проводить его сотрудникам с меньшей квалификацией. У алюминиевых аэроботов структурные разрушения требуют дорогостоящего ремонта высококвалифицированными сварщиками.

Цена и качество

Основой недостаток СВП в сравнении с аэроботами – их высокая стоимость. Обусловливается она необходимостью использования дорогих композитных материалов и постоянной борьбой за снижение веса, улучшение аэродинамической и топливной эффективности. Однако, с точки зрения универсальности и надежности, судно на воздушной подушке станет гораздо более выгодным приобретением.

Звоните